Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г.) 1. Вступление Настоящие «Правила учета электрической энергии» (в дальнейшем — Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО «ЕЭС России» с участием Госстандарта России. В Правилах учтены позы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 — 544), федеральных законов «Об обеспечении сплоченности измерений», «Об энергосбережении» и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный эксперимент в области учета электроэнергии. Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, работающими в этой области. Правила действуют на территории Российской Федерации и непременны при: — осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии; — выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных трудов по организации учета электрической энергии; — обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии. Правила кормят основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на работающих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета. 2. Всеобщие положения 2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном базарах электроэнергии для решения основных технико-экономических задач: — финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами базара (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества; — определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах; — дефиниции и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.; — обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением. 2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии надлежит соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным соглашением энергоснабжения. 2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение числа электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности): — выработанной генераторами электростанций; — потребленной на собственные и домовитые нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы; — выпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям; — переданной в сети иных собственников или полученной от них; — отпущенной потребителям из электрической сети; — переданной на вывоз и полученной по импорту. Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность: — дефиниции поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем; — составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей; — контроля за соблюдением потребителями заданных им порядков потребления и балансов электроэнергии; — расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным; — управления электропотреблением. 2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность дефиниции количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим этим производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих конструкций. 2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем. 2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться оружия измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений. 2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе работающей нормативной документации. 3. Организация учета электроэнергии 3.1. Организация учета электроэнергии на работающих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с заявками действующих нормативно-технических документов в части: — мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей; — классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов; — размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним. 3.2. Учет деятельной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на рубежу балансовой принадлежности электросети. 3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, основываемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем. 3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных обликов работ, полученные в установленном порядке. 3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения итогов измерений. 4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии 4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен владеть лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в введённом порядке. 4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с заявками действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей. 4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом. 4.4. При сервисе средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности трудов в соответствии с действующими правилами. 4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и ратифицировать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие натуральным правилам. 4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, введённые Госстандартом России. 4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации. Приложение Основные термины и дефиниции, употребляемые в тексте Правил Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, черт электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они введены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и реорганизации ее в другой вид. Счетчики, учитывающие активную электроэнергию, называются счетчиками деятельной энергии (далее — счетчики). Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (дальше — реактивная электроэнергия) за учетный период, называются счетчиками реактивной энергии. Оружия учета — совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и усилия, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их черты связи) и соединенных между собой по установленной схеме. Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций — потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые обстоятельства функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии. Расход электроэнергии на домовитые нужды электростанций и электрических сетей — потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для сервисы основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства термический и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии. Расход электроэнергии на производственные нужды — это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как заключающимися на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками. Потребитель (абонент) электрической энергии — юридическое лик, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью). Энергоснабжающая организация — коммерческая организация, самостоятельно от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) термический энергии. Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов трудов, направленных на обеспечение единства измерений. Метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лики в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. Оружия измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений. Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (иными уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия оружия измерений установленным техническим требованиям. Калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых с мишенью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению оружия измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Сертификат об утверждении образа средства измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что этот тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и отвечает установленным требованиям. Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных трудов. Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься показанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы. Ратифицирую Заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации 19.09.1996 В.В. Кудрявый Ратифицирую Заместитель министра строительства Российской Федерации 26.09.1996 О.С. Фоменко Согласовано Заместитель председателя Госстандарта России 18.09.1996 Л.К. Исаев Согласовано Начальство Главгосэнергонадзора России 12.09.1996 Б.П. Варнавский Согласовано Вице-президент РАО «ЕЭС России» 17.09.1996 О.А. Никитин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ