Увы, век «живых» красок и растений очень недолог. Они радуют нас в цветниках, затем, часто в срезанном облике, а потом наступает неизбежное – цветы увядают, засыхают, и их приходится выбрасывать, чтобы на вытекающий год вновь приняться за выращивание любимых цветов и растений. Но, как бывает порой обидно, когда вложив массу сил, терпения, внимания и старательности, получив великолепный экземпляр цветка, сквозь некоторое время приходится с ним расставаться навсегда. К тому же зимний этап лишает нас удовольствия любоваться цветами. А так хотелось бы оставить с собой частичку летней красивости на студеные зимние вечера. Неужели ничего нельзя сделать? К счастью выход есть. Используя специальные приемы и технологии можно сохранить цветы и растения «неумирающими». Но, а неужели составить красивый букет, приводящий всех в восторг, из живых красок – разве это не искусство? И оба эти направления объединены в одно, не побоюсь этого слова, — искусство, и именуется оно – флористика. Об этой искусстве мы и поговорим в этой статье.
Что такое флористика?
Флористика многоплановое понятие. Многомудрые мужи-ботаники произнесут, что флористика описывает все растения, существующие на планете, в общем, флору, в цельном. Никто не может посягнуть на это их определение флористики. Но, в более приземленном облике, флористика – это прикладное искусство составления цветочные и растительных композиций из свежих красок и растений, или засушенных цветов и растений. Главное в этом искусстве – красивость. Красота и долговечность, которые должны радовать нас.
Из истории флористики
Цветы во все поры привлекали к себе внимание своей неординарностью, красотой и благоуханием. И, разумеется же, все древние цивилизации – Египта, Греции, Рима, Малой Азии, Индии, Китая, использовали цветы для украшения божеств, домов, самих себя при проведении религиозных и, не только, мероприятий.
Славянский мир также не был обделен красками, и, естественно, пользовались ими. Девушки и женщины сплетали из них венки. Причем правила плетения венков бывальщины, достаточно, жесткими. Так, что смело можно сказать, что и у славян флористика была.
Мир обязан Европе появлению понятия «букет», что с французского означает – «прекрасная группа цветов». Французы не только выступили прародителями использования красок, как модного аксессуара, но сформировали правила составления букета. Конечно, правила менялись, но оставалось основное – красота.
Говоря о флористике, конечно же, нельзя обойти стороной Японию. Их искусство составления букетов и композиций, именуемое икебана, стала частью культуры японского народа, которым они с наслаждением делятся с другими народами. Кстати, матерью увлечения икебаной в России, тогда Советском Альянсе, стала японская императрица, которая в 1968 году, вместе с супругом, находилась в СССР с государственным визитом, и провела несколько, как сейчас сообщают, мастер-классов по составлению букетов по принципам икебаны. В результате, увлечение икебаной затронуло большинство дамского населения Союза.
Разновидности флористики
Флористика в наши дни не менее популярна, а может и немало популярна, чем во времена оные. Конечно, со временем она развивалась, появлялись новоиспеченные направления, традиции и т.п. В настоящее время выделяют несколько стилей флористики. Это вегетативный манера, декоративный стиль, форма-линейный стиль, и параллельный стиль. Итак, что же любой из них себя представляет?
Вегетативный стиль флористики
В вегетативном стиле, растения и цветы представляются в природном виде. При этом составитель композиции должен особое внимание уделять на внешний вид, сочетаемость растений и конфигурацию их роста. Растения и цветы в композиции должны выглядеть так, как они растут в натуре. В композициях вегетативного стиля растения располагаются асимметрично. Обычно такие композиции заключаются из трех групп – основной группы, противоположной группы, и соседней группы. Как вы соображаете, это термины флористики. Доминантой в композиции является основная группа. На кое-каком отдалении формируется противоположная группа, а рядом с основной группой устанавливают соседнюю группу. Середины этих групп не должны находиться в центре вазы, или другого объекта, выполняющего роль основания.
Декоративный стиль флористики
Основа этого манера флористики заключается в том, чтобы не выделять особенности каждого растения, находящегося в композиции, а соединить их другое целое, при котором теряется индивидуальность каждого растения, зато является новое выразительное целое. Поэтому композиции в этом стиле выполнены весьма плотно, и используется большое количество растений, расположенных очень вблизи. Как правило, декоративные композиции выполняются в симметричной форме, что придает ей четкость и строгость. Любая симметричная композиция должна владеть хотя бы одну ось симметрии, относительно которой располагаются растения с равным цветом цветков. Для декоративных композиций хорошо подходят пион, хризантема, тагетес, гортензия.
Формолинейный манера флористики
Суть данного стиля определено в его названии. В данном манере предполагается, что композиция выполнена в форме геометрической фигуры. Это может быть сферы, овал, квадрат, треугольник. Кроме этого, могут использоваться черты, создаваемые стеблями растений. Данный стиль подразумевает четкость силуэта композиции, а также контраст цветовой гаммы. Композиции составляются, как правило, из небольшого числа растений. При этом они располагаются группами, констрастируя по краске, структуре растений, массе, и объему. К примеру, цвет может повторяться в группе, но в иных группах его не должно быть. Переходы между группами должны быть четкими.
Параллельный манера флористики
Композиция относится к параллельной, если цветы и растения располагаются линиями, параллельно друг другу. Они могут быть симметричными или не симметричными. Параллельно-вегетативные композиции, как правило, выполняются в асимметричной конфигурации, с соблюдений естественности роста растений в природе. Параллельно-декоративные композиции располагаются плотно, но симметрично. И дополним рассказ о манерах флористики, нюансами характерными для национальных стилей флористики.
Особенности скандинавского манера флористики
Как вы понимаете, природные условия Скандинавии не очень способствуют развитию флористики, тем не немного, и там люди тянутся к прекрасному. Ограниченный выбор материала – мхи, лишайники, узкий набор цветов и растений, — заставляет скандинавских флористов проявлять фантазию и изобретательность при составлении композиций. И, как ни удивительно, этот минимализм находит широкий отклик по всей Европе, мастеря скандинавские композиции очень популярными и составляющими достойную конкуренцию, композициям из краёв с более теплым климатом. И, кроме того, скандинавские композиции поражают своей самобытностью, что также «трудится» на их популярность.
Особенности итальянской флористики
Итальянцы не могут посетовать на отсутствие материала для создания флористических композиций. Потому их композиции и букеты поражают буйством красок. Ну, и, конечно же, Италия вечно отличалась необычайным дизайном всего, что могут сделать человеческие длани. Поэтому дизайн композиций и букетов всегда оригинален и необычен. Специфической чертой итальянских композиций является наличие злаков или веточек оливы, что означает достаток и благополучие. Желая итальянцы не ограничивают себя в выборе цветов и растений при создании композиций, тем не немного, фиалки, розы, лилии, и, особенно, подсолнух, пользуются огромной популярностью.