Люстры и светильники в кухню-гостиную обещают сделаться одной из часто обсуждаемых тем в ближайшие годы, так как объединенные кухни-гостиные становятся все популярнее на российском рынке.
Соответственно, возникает и множество вопросов по их дизайну, так как эта форма кухни и гостиной для нас еще довольно новая, коллективный опыт ее обустройства пока еще не накоплен, поэтому когда дело доходит до оформления такого объединенного пространства, люд обычно теряются.
Поскольку свет – это один из ключевых этапов ремонта, постольку начну серию статей о кухнях-гостиных собственно с него. Как распределить выводы под свет в кухне-гостиной и – животрепещущий вопрос – как подогнуть люстры и светильники.
Сначала – скучный, но архиважный вопрос – выводы электропроводки под потолочный свет. Освещение надлежит соответствовать функциональным зонам кухни-гостиной, то есть до начала ремонта вам надо определиться, где будет кухонный гарнитур, диван, обеденный стол и (если будет) барная стойка. Это необходимо, чтобы над каждой функциональной зоной сделать свой вывод для верхнего света (люстры, потолочного светильника, подвеса, точек и т.д.) с самостоятельными выключателями для каждого.
Почему следует сначала определиться с планировкой кухни-гостиной и сделать выводы под свет в соответствии с ней? Потому что по-иному (когда выводы под свет делаются “от балды” либо по принципу симметрии) может выйти вот такая странная штука:
Здесь мы видим два лишних светильника – одинешенек светильник-шар по центру помещения и один у правой стены. Зачем они необходимы? Нет ответа. Деньги потрачены, толку от этих светильников нет, с точки зрения дизайна – одинешенек вред.
Еще один антипример на фото ниже:
В этой кухне-гостиной потолочные светильники тоже распределялись по принципу симметрии. В итоге, как видите, они делят помещение не на функциональные зоны, а на странные квадраты, причем доля светильников освещает дальнюю стену кухни-гостиной, где выходы в коридор и в соседнюю комнату. Зачем они там? При этом над гарнитуром в зоне готовки полноценного верхнего света нет. Итак, весьма важно:
— определите расстановку мебели в кухне-гостиной до проектирования электропроводки
— мастерите выводы под свет там, где он нужен
При планировании мебели и светильников руководствуйтесь здравым резоном. Вот смешной антипример на фото ниже:
Очень милая кухня-гостиная, не так ли? А сейчас присмотритесь, как в ней распределены функциональные зоны: кухня и обеденный стол есть у противоположных стен помещения, а диванная зона посередине. Это значит, что со всеми горячими тарелками необходимо бегать от гарнитура к обеденному столу через всю комнату. В результате, когда хозяевам это наскучит, обеденный стол переедет к барной стойке, а у противоложной стены зачем-то останутся висеть два прекрасных, но совершенно не нужных светильника.
— убедитесь, что планировка мебели в вашей кухне-гостиной спокойна для жизни, и только потом планируйте светильники и люстры
Ну, пора уже повергнуть хороший пример распределения люстр и светильников в кухне-гостиной 🙂 Пожалуйста, вот он на фото ниже:
Это кухня-гостиная открыто после перепланировки, и здесь вы видите очень удачный подбор и грамотное распределение потолочных светильников – мягкий невнимательный свет в диванной зоне, веселые подвесы над барной стойкой, служащей одновременно обеденным столом, и светильник-шар в поясу кухни. Все светильники разные, но сочетаются между собой (впрочем, о сочетаемости светильников будет дальней).
Вот диаметрально противоположное по оформлению, но столь же удобное и разумное распределение потолочных светильников:
Тут куда более аскетичный подбор (все светильники одинаковые), но принцип распределения света тот же – над функциональными поясами, и он работает!
Теперь о некоторых нюансах, связанных с размерами и зонированием вашей кухни-гостиной. Тут действует такое правило:
— чем просторнее кухня-гостиная и чем выше в ней потолки, тем значительнее иметь верхний свет для каждой функциональной зоны
— чем меньше кухня-гостиная и чем ниже потолки, тем меньше в ней надлежит быть потолочных светильников
В небольших кухнях-гостиных (например, получившихся в итоге объединения маленькой кухни и смежной с ней комнаты в хрушевках и панельках) можно сделать лишь два вывода на потолке под люстры и светильники – один над гарнитуром и один над поясом дивана и пренебречь дополнительным светильником над обеденным столом. Если площадь кухни-гостиной 15-25 кв. м и она не является узкой и долгой, то двух потолочных светильников достаточно, чтобы полноценно осветить ее. Не необходимо “частить” потолочный свет в небольшом помещении. Вот хороший пример на фото ниже:
Это фото сделано так, что кухня-гостиная представляется просторной, но на самом деле она имеет размеры примерно 560*300 см, и двух потолочных светильников для комфортного освещения вполне довольно, а при ее небольшой площади зонирование светом уже не нужно – светильники-подвесы над барной стоической и обеденным столом только “измельчили” бы помещение, поэтому от них разумно воздержались.
Кроме того, в небольших кухнях-гостиных, если обеденный стол смещен к диванной стене, над ним тоже не непременно делать отдельный потолочный светильник, над этой зоной можно попросту повесить одну люстру по центру, как на фото ниже:
Размеры диванно-обеденной пояса – примерно 320*460 см. Для этого пространства вполне достаточно имеющейся люстры, какую правильно разместили по центру зоны. Подвесы над барной стойкой тоже на своем пункте – они и декоративны, и удобны.
Аналогичный пример на фото ниже:
В этой кухне-гостиной обеденный стол тоже есть в диванной зоне, и он прекрасно освещается люстрой, повешенной по центру пояса. А над гарнитуром отдельный свет.
И наоборот – если обеденный стол смещен в пояс гарнитура, нет смысла выделять для него светильник – в кухонно-обеденную зону надо повесить одну люстру по середине.
И тем не менее, даже если мы следуем правилу “чем меньше помещение, тем меньше в нем потолочных светильников”, даже в небольшой кухне-гостиной вытекает делать минимум два потолочных светильника: один в зоне кухни и одинешенек в диванной зоне. Попробуйте сами найти ошибку в антипримере на фото ниже:
Тут подвесы над обеденным столом являются единственным источником верхнего света. Это значит, что свет от них будет всегда бить в глаза людям, сидящим на диване лицом к кухне. Это крайне некомфортно. В итоге или диван будет развернут на 90 градусов против часовой стрелки, чтобы сидеть горбом к кухне, или же верхний свет будет выключаться, а в зону дивана будет поставлен большенный торшер. Ну или будет заново штробиться потолок и делаться второй вывод под люстру в диванной поясу 🙂
Теперь давайте сконцентрируемся на втором пункте планирования люстр и светильников в кухню-гостиную – на их подборе. Как должны сочетаться между собой люстры и потолочные светильники в объединенной кухне-гостиной?
Несложнее всего – подобрать их из одной коллекции:
Подбирать люстры и светильники из одной собрания рекомендуется в небольших кухнях-гостиных – если вы хотите снизить визуальное дробление интерьера.
В кухне-гостиной на фото слева устроились именно так, потому что размеры помещения невелики, и это правильное решение, желая я бы перенесла светильники над барной стойкой в зону диванов (думаю, что и вы тоже). Итак:
— люстры и светильники в кухне-гостиной могут быть равными (рекомендуется для небольших площадей)
Второй способ сочетать светильники и люстры в кухне-гостиной – подбирать не равные, но и не полярно разные, а похожие.
Как ни странно, но это один из самых сложных способов, особенно если плафоны люстр не идеально белоснежные, а окрашены. Похожие, но разные оттенки плафонов могут давать неприглядный разнобой при дневном свете. Поэтому при таком подходе лучше выбирать светильники и люстры с белоснежными плафонами.
_________________
Итак, второй способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:
— подбирать светильники и люстры одного краски (лучше всего белого), но разной формы
Возможен еще такой способ, при каком один из светильников является цветным, а другой (другие) – белоснежным, но этот способ используется крайне редко.
Но, конечно, светильники и люстры в кухне-гостиной могут быть и совершенно разными:
Аскетичный современный свет над гарнитуром (точки, лаконичный накладной светильник с белоснежным плафоном и т.д.) прекрасно сочетается с классической люстрой в диванной зоне. Но вероятны и более контрастные решения:
Классическая люстра в диванной зоне пять уживается с брутальным темным светильником над обеденным столом. Обратите внимание, что этот беспросветный светильник появился здесь не просто так – он поддерживает цвет кухонной техники.
Итак, третий способ подогнуть люстры и светильники в кухню-гостиную:
— люстра в диванной зоне может контрастировать по манеру и цвету со светом в кухонной зоне
Но доходить до абсурда в подборе контрастирующих манеров тоже не нужно:
Комментарии, в общем, излишни 🙂
Можно без опаски сочетать в одном интерьере такие манеры светильников и люстр:
— классика (не “самоварное золото”) и неоклассика с одной сторонки и хай-тек, индастриал, минимализм, точечные светильники, дневной свет – с иной
— минимализм и японский и экологический стили
Лаконичные светильники в стиле минимализм несложных геометрических форм (шары, кубы, плоские накладные “коробки”, каплевидные светильники) с белоснежными плафонами и минимумом деталей сочетаются практически со всеми стилямм и даже с такими сложными, как кантри, стимпанк и ретро.
Вероятны и куда более сложные стилистические сочетания, но это тонкая индивидуальная труд, поэтому в статье об универсальных правилах мы их рассматривать не будем. Только упомяну, что в противовес расхожему суждению классика и ретро не так уж легко и хорошо сочетаются друг с другом:
Вообще ретро – сложно комбинируемый манера:
Светильники и люстры в стиле ретро хорошо подходят кухням-гостиным в манерах Прованс, экостиль, пост-индастриал.
Всех волнует вопрос, должны ли быть металлические детали люстр и светильников одного краски. Нет, это не обязательно. Конечно, лучше, если вся служебная фурнитура одного краски, но это необязательный перфекционизм. Если вы берете люстры и светильники из разных собраний и разных производителей, подобрать оттенки металла один-в-один практически невозможно, да это и не необходимо, так как никто, в том числе и вы сами, не будет задирать голову к потолку, чтобы привязчиво сравнить оттенки деталей.
Тем не менее, если вы покупаете разные люстры и светильники, обратите внимание:
— металлические доли люстр и светильников не обязаны быть одного цвета, но они должны сочетаться между собой и с иными металлами в кухне-гостиной
Например, очень трудно подобрать металл к такому прекрасному, но сложному матовому бежево-серому алюминию, как на люстре на фото выше. А вот матовая или полированная сталь комбинируется весьма легко.
_________________
На фото выше вы видите, что матовая сталь светильников-подвесов и вытяжки и ясная полированная сталь торшера прекрасно уживаются в одном помещении.
Довольно просто комбинируются также светлое золото, хром, серый алюминий, белоснежный алюминий, сталь. А вот бронза, латунь, медь (и они же состаренные), черненое серебро, а также ярко-желтое, тускло-желтое, состаренное и тем немало “самоварное” (очень яркое с красноватым оттенком) золото комбинируются нехорошо, лучше не рисковать, добавляя эти разные металлы в один интерьер.
Надеюсь, эта статья была вам здорова — если это так, нажмите кнопку +1, «мне нравится» или иконку вашей социальной сети. Благодарю!